Статья 21414

Название статьи

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

Родионов Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой алгебры и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), do7tor@mail.ru
Макарова Светлана Анатольевна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия,   г. Пенза, ул. Красная, 40), srtd2@sura.ru

Индекс УДК

379.831

Аннотация

Актуальность и цели. Проблема формирования мотивационно ориентированной образовательной среды особенно актуальна для учреждений системы дополнительного образования детей, образовательная среда которых имеет полифункциональный характер и изначально ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и потребностями. При этом дополнительные образовательные программы, обладающие значительной степенью вариативности, изначально далеко не всегда могут иметь конкретизированные образовательные цели и жестко фиксированные образовательные результаты, что вносит существенные коррективы в работу по формированию мотивационно ориентированной образовательной среды. Соответственно, целью описываемого исследования является определение методологических основ проектирования мотивационно ориентированной среды учреждения дополнительного образования, учитывающих ее специфику и перспективы развития.
Материалы и методы. В качестве ведущего методологического подхода в рассматриваемом исследовании используется средоориентированный под- ход, переносящий основной акцент с непосредственного воздействия педагога на личность ребенка в область формирования образовательной среды, в которой «естественным путем» происходят его самообучение, саморазвитие и самореализация. При этом, в соответствии с идеологией В. А. Ясвина, взаимосвязанное проектирование каждого из компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса.
Результаты. Анализ педагогической литературы в контексте исследуемый проблематики, осуществленный в соотнесении с реалиями дополнительного образования детей, позволил выделить ряд принципов, положенных в основу предлагаемой стратегии проектирования образовательной среды. Исходя из анализа различных подходов к построению образовательной среды, были выявлены существенные характеристики мотивационно ориентированной образовательной среды, которые нашли свое отражение в ее структурно-функциональной модели (многомерность, многоуровневость и динамический характер) и условия ее эффективного функционирования. Определен технологический инструментарий на основе поэлементного и поуровнего анализа структуры мотивационной сферы и ее соотнесения с составом «технологического фонда», включающего в себя «мотивационно емкие» образовательные методики и технологии.
Выводы. В качестве методологической основы для проектирования мотивационно ориентированной среды учреждения дополнительного образования целесообразно рассмотреть комплекс принципов, в основу которого заложен иерархический комплекс потребностей субъектов образовательного процесса. Эти принципы определяют целевой компонент модели формирования мотивационно ориентированной среды учреждения дополнительного образования.Программно-содержательный, организационно-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты модели комплектуются с учетом социальных, конкретно-исторических, психологических требований к образовательному процессу в рамках учреждения дополнительного образования, требований индивидуально-личностного развития школьников. Указанные компоненты реализуются на различных уровнях в рамках здоровьесберегающей, социокультурной, личностно развивающей, предпрофессионально образовательной проекций, образующих своеобразную мотивационную иерархию.

Ключевые слова

дополнительное образование детей, многоуровневая мотивационно ориентированная образовательная среда, мотивационный компонент дополнительного образования, технологии обучения и воспитания.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Макарова, С. А. Многоуровневая модель мотивационно ориентированной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования (на примере Центра развития творчества детей и юношества) / С. А. Макарова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.
2. Родионов, М. А. Мотивация учения математике. От теоретического осмысления к практической реализации / М. А. Родионов. – Saarbrücken (Germany) : Palmarium Academic Publishing, 2012. – 252 p.
3. Давыдов, В. В. К исследованию предметной среды для детей / В. В. Давыдов, Л. Б. Переверзев // Техническая эстетика. – 1976. – № 2–3. – С. 4–6.
4. Климов, Е. А. Основы психологии : учеб. для вузов по непсихологическим специальностям / Е. А. Климов. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
5. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 13–23.
6. Лобашев, В. Д. Моделирование современных педагогических систем / В. Д. Лобашев // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – № 6. – С. 19–28.
7. Щербакова, Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 545–548.
8. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Стрелкова. – М. : Просвещение, 1993.
9. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.
10. Родионов, М. А. Модельные представления мотивационно ориентированной образовательной среды. Инновации в образовании / М. А. Родионов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 3 (3). – С. 102.
11. Ковалев, Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г. А. Ковалев, Ю. Г. Абрамова // Учителю об экологии детства / под ред. В. П. Лебедевой, В. П. Панова. – М. : Психологический институт РАОЦКФЛ, 1996. – С. 189–199.
12. Акинфиева, Н. В. Структурное содержание технологии обучения: опыт исследования / Н. В. Акинфиева // Школьные технологии. – 1998. – № 5. – С. 76–82.

 

Дата создания: 24.03.2015 22:56
Дата обновления: 24.04.2015 09:42